Рассылка по таксономии

Глава 1. Таксономия. С чего начать?

Таксономия — это база данных со всеми событиями, свойствами и их описаниями, чаще всего представленная в виде таблицы. 

Если вы хотите собирать данные о пользователях, без таксономии будет сложно в них ориентироваться: данные будут дублироваться, новички не смогут в них разобраться и т.д. В итоге вы не сможете поддерживать и использовать систему аналитики.

Важно правильно составлять таксономию данных, чтобы видеть реальную жизнь пользователей в продукте и получать ценную информацию для оптимизации ваших приложений.
Перед тем как начать.
                         Определите бизнес-цели
Составлять таксономию лучше с бизнес-целей. Определить их помогут эти вопросы:
  • над чем работаете вы и ваша команда? 
  • какова общая цель? 
  • почему вы хотели бы использовать систему аналитики?
Пример стандартных целей
Как только вы поставили главную цель, подумайте, как вы будете ее достигать. В этом помогут ключевые показатели эффективности (KPI).

Допустим, ваша бизнес-цель — оптимизировать конверсию. Ваши KPI могут быть:
  • увеличение конверсии в прохождение онбординга;
  • увеличение конверсии в демонстрацию сервиса;
  • увеличение конверсии в оплату.

Важно определить их прежде, чем вы начнете строить таксономию данных Это поможет вам убедиться, что вы отправляете правильные события для отслеживания своих KPI и достижения своих целей.
Согласование с бизнес-целями
Рекомендуем создавать как минимум два проекта: тестовый и рабочий, чтобы проверять инструменты в тестовом проекте, прежде чем отправлять их в рабочий проект. Так вы сможете выявлять ошибки и хранить тестовые данные отдельно от данных прода.
Как понять, сколько рабочих проектов создавать
Один проект

Если одна из ваших целей — анализ пользователей на разных платформах (например, возможность увидеть полную историю пользователя А, который совершил событие X на iOS и событие Y на сайте), то используйте продуктовую аналитику в рамках одного проекта.

Несколько проектов

Мы рекомендуем создавать несколько проектов компаниям, которые:
  • выпускают несколько продуктов, например, «Игра А» и игра «Игра B»; приложение Rider и приложение Driver;
  • имеют разный опыт работы на разных платформах (веб-версия и мобильная версия);
  • имеют отдельные команды, которые ответственны за каждую платформу и должны быть независимы.
Это сделает вашу таксономию данных более понятной и точной.
Начните с определения критического события для вашего продукта. Для этого ответьте на вопрос: какое событие должны совершить ваши пользователи, чтобы получить пользу от вашего продукта? 

Примеры критического события:
Для E-com -> оформление заказа;
Для финансовый трекер -> добавление транзакции.

Читайте подробнее про критическое событие в нашем руководстве «Полный гайд по работе с Retention».  

Определение критического события также позволит вам лучше организовать события в пользовательском интерфейсе Amplitude. Убедитесь, что каждая категория событий поможет достичь хотя бы одной из ваших целей или KPI. 

В соответствии с бизнес-целями, которые вы определили, категории событий могут быть такими:

  • регистрация,
  • онбординг,
  • оформление заказа.

После того, как вы определили общие категории, детализируйте события в этих группах. Начните с приоритетных событий.

Чтобы выбрать события, помните о вопросах, на которые хотите ответить, и гипотезах, которые вы хотите проверить. Например:

  • Почему некоторые пользователи не завершают онбординг?
  • Сколько пользователей конвертируется в платных пользователей?
  • Сколько раз пользователи выполняют событие A по сравнению с событием B?
  • Что делают новые пользователи после установки приложения?
  • Какие группы моих пользователей взаимодействуют с функцией C?
Помните, что в момент выбора событий вам также нужно определить лимиты своей аналитики. Например, если вы не передаете в систему данные о взаимодействии с пуш-уведомлениями, они будут вне анализа в конкретной системе.
Как приоритизировать события
Не отслеживайте весь объем данных, который хотелось бы. Лучше отслеживать только те, которые релевантны вашим юзкейсам, KPI и делать это итеративно.

Убедитесь, что включили все события, составляющие ваши критические пути. Самые важные события будут зависеть от бизнес-вопросов, на которые вы хотите ответить.  

Например, если вы хотите увидеть, что делают ваши самые вовлеченные пользователи и как это влияет на удержание, важно отслеживать отдельные действия пользователей в своем приложении: 

  • добавил в корзину, 
  • воспроизвел песню, 
  • начал игру. 
Это также поможет быстрее получать данные, пользу от системы аналитики, и если возникнет ошибка, то она не повлияет на все данные.
Критические пути
У каждого приложения есть критические пути, по которым может двигаться пользователь. Это последовательность действий, которые соответствуют цели вашего продукта. 

Критический путь в E-commerce может быть таким:

Ввел запрос в строке поиска → выбирает товары → добавил в корзину → оформляет заказ → подтверждает заказ.

Для игрового продукта критический путь может начаться, когда пользователь открывает приложение: ему предлагают зарегистрироваться, а затем он проходит обучение игре.
Вы можете разбить этот процесс на события: 
  • Открыл приложение, 
  • Регистрация — заполнил личные данные, 
  • Регистрация — выбрал аватар, 
  • Регистрация — завершил, 
  • Обучение — начал и Обучение — просмотрел.
После этого вы можете определить, какой тип события вам понадобится, чтобы лучше понять критический путь и потоки, связанные с этим событием.
События просмотра страницы и экрана
Amplitude — платформа для анализа данных на основе событий. Однако вы можете отслеживать просмотры страниц или просмотры экрана в мобильных приложениях как события. 

Плюсы 

Вы поймете, как пользователи перемещаются между страницами. Все события просмотра страниц запускаются из других источников, поэтому имейте в виду, что загрузка страниц почти всегда результат нажатия или перехода пользователя на эту страницу. 

Например, если вам интересно посмотреть, как пользователь попал на страницу товара, вы можете настроить следующие события:

  • чекаут: отправить заказ;
  • просмотр страницы: заказ выполнен.

Отслеживание просмотров страниц также позволяет подтвердить, что пользователь успешно выполнил событие в вашем продукте.

Минусы

Просмотры страниц увеличивают объем ваших событий. Вы можете уменьшить его, используя только важные просмотры страниц или не отслеживая событие клика, которое приводит пользователя на страницу.

Этот пост является переводом материала, опубликованного на сайте Amplitude.
Хотите внедрить Amplitude в свой продукт? Получите консультацию от агентства Adventum, партнёров Amplitude.
Больше про продуктовую аналитику