Гайд по работе с Retention.
Часть 1.
Удержание пользователей, или Retention, является одним из ключевых показателей бизнеса. Почему? Именно эта метрика определяет потенциал вашего продукта, а её рост позволяет увеличить монетизацию. Согласно исследованиям Bain, стоимость привлечения нового пользователя в 7 раз выше, чем удержания текущего, а рост Retention на 5% позволяет увеличить прибыль более чем на 25%.

В этой статье рассказываем, как правильно работать с Retention и какую роль в этом играет интервал использования продукта.
Что такое Retention
Retention rate или коэффициент удержания — это метрика, которая показывает, какой процент пользователей вернулся в продукт спустя N дней после установки приложения/первого посещения.
Работа с Retention на примере foodtech-компании
Рассмотрим, какое значение имеет интервал использования продукта при интерпретации Retention на примере приложения для доставки еды. На интуитивном уровне можно предположить, что большинство пользователей делают заказ раз в неделю. Если мы рассмотрим коэффициент удержания по дням, получится такой график:
По оси X — количество дней от первого использования, по оси Y —процент пользователей, вернувшихся в приложение.

После первого дня использования — День 0 на графике — наблюдается большой отток пользователей и очень низкий процент их возврата в последующие дни. Но этот график не точно отражает состояние продукта. Он показывает только возврат пользователя в один конкретный день. Значение будет небольшим, поскольку большинство людей не заказывают еду ежедневно.

Правильнее будет отслеживать недельное удержание: процент пользователей, которые вернулись в любой день в течение Дней 1-7, Дней 8-14 и так далее. Недельное удержание лучше иллюстрирует жизнеспособность продукта, потому что оно соотносится с тем, как часто аудитория продукта действительно им пользуется.
На втором графике мы видим, что кривая N-недельного удержания расположилась выше: пользователи пользуются приложением не чаще раза в неделю, поэтому при сравнении неделя к неделе этот показатель будет выше.

Для приложения доставки еды или продуктов, в дополнение к N-недельному удержанию, можно смотреть на "неограниченное удержание": процент пользователей, которые возвращаются в определенный день или после этого дня. Например, можно проверить, сколько пользователей возвращается после первой недели использование приложения.

Примеры для других категорий продуктов:

  • Многопользовательские игры. Для продуктов такого рода лучше всего измерять N–дневное удержание. Потому что наиболее вовлеченные игроки возвращаются день за днем, чтобы посоревноваться с другими игроками. При этом количество сыгранных раундов влияет на долгосрочное удержание.

  • Pinterest. В этой компании используют интересный тип удержания, который называют "1d7". Они измеряют, какая часть новых пользователей посетила Pinterest в любой день на первой неделе (День 1 — День 7), и в промежуток между Днем 28 — Днем 35, чтобы посмотреть на удержание через месяц после начала использования.
Определение интервала использования своего продукта
Определить интервал использования продукта можно по-разному. В некоторых случаях это лежит на поверхности и логически понятно: в онлайн-игры лояльные пользователи возвращаются почти каждый день. Чаще всего это не так очевидно и нужно прибегнуть к данным аналитики: выявить важное (критическое) для бизнеса событие и посмотреть, как часто те или иные пользователи его совершают.

Шаг 1. Определяем критическое событие.

Критическим событием называется действие, которое пользователи совершают при использовании продукта и которое тесно связано с основным ценностным предложением. На графике показан интервал использования приложения с упражнениями для медитации и здорового образа жизни. У него критическим событием будет завершение медитации или упражнения.
Шаг 2. Строим график Retention Rate

Для работы с этими метриками мы используем график Retention Rate в Amplitude. Необходимо выставить "Завершение медитации" на начальное и повторное событие в левой части интерфейса:
Шаг 3. Находим интервал использования

Переключаем график Retention Rate на отображение интервала использования: "Usage Interval View".

В результате построится кривая, показывающая сколько времени занимает у пользователя повторить событие "Завершение медитации". Определение точки перегиба даст значение интервала использование продукта.
В этом примере точка перегиба — 7й день. 75% всех пользователей в течение месяца совершают повторное событие, что видно из графика. Чтобы определить точку перегиба, рекомендуется взять 80% от этого числа. В нашем случае это будет 60%.

Пользователь будет возвращаться в приложение раз в неделю для медитации, а значит, у приложения недельный интервал использования.

Совет. Если при расчётах получается, что на 6 день 80% пользователей совершили повторное действие, для упрощения анализа интервал лучше всего округлять до ближайшего приемлемого интервала использования: ежедневно (1 день), еженедельно (7 дней), раз в две недели (14 дней) и т.д.

Верно определив интервал использования вашего продукта, вы сможете лучше понимать, какой в действительности у вас коэффициент удержания пользователей и верно отслеживать изменение этого показателя.

Безусловно, удержание — только одна из метрик вашего продукта, но она является одной из ключевых. Вы можете привлекать качественный трафик и наращивать аудиторию, но без удержания клиентов вы будете лишь бесконечно тратить деньги. Только удерживая пользователей и превращая их в лояльных клиентов, можно рассчитывать на рост.


Нет времени регулярно проверять блог? Будем отправлять материалы вам на почту!